Если вы порой раздражаетесь, проезжая по дорожным колдобинам, задумайтесь на минутку: могло ведь быть и гораздо хуже. Вы могли бы чувствовать под колёсами всё до последнего камешка… И на протяжении долгого времени водителям приходилось мириться с этим, пока не появился Джон Бойд Данлоп.
Данлоп был уроженцем Шотландии и вырос в Эйршире. Забавно, но основной род его деятельности не имел ничего общего с автомобилями и другими транспортными средствами – Данлоп был ветеринаром. Со временем он переехал в Белфаст, в Ирландию, где открыл и худо-бедно вёл частную практику.
Тем не менее, существовала одна проблема. Путешествовать по дорогам Ирландии можно было только на металлических и деревянных, или отлитых целиком из жёсткой прочной резины тележных колёсах. Такие колёса не слишком смягчали проезд по кочкам и ухабам, так что пассажирам было гарантировано некомфортное, зачастую даже болезненное путешествие.
Данлопа подобное не волновало, однако ему пришлось забеспокоиться, когда эти обода начали причинять неудобства его сыну. У того был трёхколёсный велосипед, и катание на твёрдой как камень резине вызывало у мальчика немалый дискомфорт и боль. Данлоп не мог спокойно смотреть, как страдает сын, и он задумал один план.
Он принялся за разработку шины, которая действовала бы по принципу пневматики, как воздушная подушка. Данлоп работал и работал, пока не нашёл способ изготовить шину, в которой воздух обволакивал бы обод, защищая колесо… и водителя. Он взял две полосы резины, затем с помощью клея слепил каждую в толстую трубку. После этого он обернул трубки вокруг большого велосипедного колеса и обмотал их полосками парусины для защиты от внешнего воздействия.
Затем насосом для футбольного мяча Данлоп накачал трубки воздухом. В результате получилась шина с воздушной прокладкой внутри, которая амортизировала толчки и способствовала более ровной езде.
Шины Данлопа обрели огромный успех, и в 1888 году он запатентовал своё изобретение. По иронии, однако, оказалось, что он был не первым, кто изобрёл надувные шины. В 1845 году то же сделал Роберт Уильям Томсон, но его изобретение не получило широкого признания, поскольку его сочли слишком дорогим и непрактичным для личного транспорта. Томсон, умерший в 1873 году, был плодовитым изобретателем и использовал созданные им шины в основном для работы паровых двигателей. Шины Данлопа использовались главным образом для двухколёсных и трёхколёсных велосипедов и, в отличие от изобретения Томсона, приобрели огромную популярность.
В конечном счёте, ни одна сторона не осталась внакладе. За Томсоном всё же признали патент на изобретение надувных шин, но в историю вошло имя Данлопа – в основном потому, что компания, которую он помог основать, Dunlop Rubber, до сих пор успешно держится на рынке. В 1999 году она была выкуплена компанией Goodyear, но в Великобритании она по-прежнему функционирует как самостоятельная организация.
Джон Бойд Данлоп, возможно, не первым изобрёл надувную шину, однако он точно поспособствовал внедрению её в повседневную жизнь. Так что в следующий раз, когда вы выедете на дорогу, не думайте о толчках и тряске во время езды. Лучше подумайте, от чего вы избавлены благодаря стараниям Данлопа.
Автор: reu_tei (Тен Ольга Поликарповна)